Судьба Михея
Одним из главных потрясений в мире российского
хип-хопа, стало то, что в ушедшем году погиб один из лидеров группы Bad
Balance - Михей. Честно говоря, в последнее время он был моим любимым
исполнителем, и я хочу рассказать вам о его трагической судьбе.
В маленьком провинциальном городке рядом с Донецком
родился Сергей Крутиков. Он любил играть на гитаре и барабанах. Любил
слушать Боба Марли, Бориса Гребенщикова, Джеймса Брауна и Юрия
Антонова. Иногда сам пытался петь свою, а так же чужую лирику. Сбегая
со школьных уроков, репетировал в заброшенном подвале, мечтая стать
настоящим артистом.
В 1986 году в нашу страну пришел брейк данс и вместе с
ним новые формы ритма. Это нравилось Сергею Крутикову, и он стал
приобщаться к новому течению. Таким образом, в начале 1987 года он
пришел в школу брейк данса к ШЕFFу и Моне и стал отрабатывать стиль
электрик буги. С этого момента он стал слушать Африка Бамбаатаа, Куртис
Блоу, Бисти Бойз и Милли Мэла. Отечественных исполнителей в этом стиле
еще не было. Прогрессируя в танцевальном искусстве, уже в конце 1987
года, он в составе дуэта Точка Замерзания получил второе место на
Всесоюзном Фестивале по брейк дансу. После этого фестиваля к нему
приклеился псевдоним - Михей. Показав прогресс в танце, он получил
уважение у хип-хоп нации.
В 1990 году, вслед за Владом Валовым он поступает в
Питерский Университет Гуманитарных Наук и становится членом группы Bad
Balance. Первые рэп шаги, первые композиции, первый альбом, все это
связано с Михеем. Учеба в университете и рэп музыка, как профессия
будущего помогли ему найти свое лицо. Трудный путь к вершинам русского
хип-хопа лежал через Германию, куда весь состав Bad B. отправился в
1994 году. Несколько баксов на шесть человек, это то, с чем приехала
команда в Европу, а возвращались парни уже победителями. Все города
Европы знали, что русский рэп имеет свое неповторимое лицо и очень
пронзительный вокал, которым обладал Михей, скрашивающий речитатив. В
1994 году, в заброшенном Берлинском доме, где тайно от властей
проживали пацаны из Bad B., Михей написал песню - Сука Любовь, которая
пролежала в его кармане до 1999 года.
В 1996 году ШЕFF с Михеем в Лос-Анджелесе написали
супер рэп хит - Городская Тоска. По приезду в Россию они сняли первый
настоящий видео клип. Состоялось множество гастролей по всей стране, и
везде Михей шокировал публику своим глубоким, мелодичным голосом.
В 1998 году ШЕFF и Михей гастролируют по странам Азии,
где власти Таиланда предлагают им остаться в стране и развивать
молодежную культуру. Но сильное стремление возвращения на родину
оказалось намного сильнее райского наслаждения. Парни вернулись в
Россию, чтобы взорвать русскоязычную бомбу лирики и мелодии.
В 1999 году был закончен последний совместный альбом
Bad B. с Михеем. Альбом - Город Джунглей навсегда останется в классике
русской музыки. В этот же год Михей выпускает свой сольный альбом -
Сука Любовь, который формирует новое направление в русской популярной
музыке. Михей становится супер звездой и покидает Bad Balance. Вслед за
этим, сразу же начинается конфликт Влада Валова с Сергеем Крутиковым, и
между ними остаются только друзья и приятели, которым трудно примирить
две стихии. Михей, все дальше отдаляясь от хип-хопа, искал другой путь,
так и не записав свой следующий альбом.
В 2002 году Влад Валов позвонил ему и пригласил на
открытие своего хип-хоп магазина - 100 %. Но Михей пришел к нему через
пару недель, на съемку клипа - «Бабы последнее дело». Был хороший
случай для того, чтобы забыть все обиды, и они как два брата просто
обнялись, уничтожив все препятствия в сложных отношениях. В этот же
день договорились сделать несколько хитов, которых от них ждала вся
страна. Но через пару недель, у Михея случился инсульт, и все силы были
направлены на его выздоровление. Влад Валов сделал несколько концертов
Bad B. в поддержку Михея, с программой - "Все Хиты" (композиции с 1992
по 1999 гг.), и вырученные деньги команда (Мастер ШЕFF, Купер, Al Solo
и ди-джей LA) перевела на лечение Михея.
В середине октября, Михей начал поправляться и изъявил
желание попробовать спеть в новой композиции Bad B.. Но 27 октября
жизнь талантливого певца внезапно оборвалась. Диагноз - острая
сердечная недостаточность...
Но он ушел с улыбкой на лице. В мир, где мелодия льется, как кровь, и ритм бьется, как сердце...
"Как много мыслей в моих словах, Как много красок в разноцветных снах, Я преклоняюсь небесный спаситель, Спасибо, мой ангел-хранитель" (лирика Bad B. - 1996 г.)
Дальнейшее развитие г. Bad Balance: ВСЁ РОВНО (из интервью с Владом Валовым)
Совсем недавно, кажущаяся реальной, возможность
возрождения в былом составе легендарной отечественной команды Bad B.
умерла вместе с Михеем (Сергеем Крутиковым). Едва оправившись от такого
шока многие хип-хоп головы разродились мнением, что ШеFF'у стоит
оставить в покое Bad B., и заняться чем-то другим, аргументируя это
тем, что Bad B. уже ушел и такого больше не будет. "Что же такое Bad B.
сейчас?" и "Что будет дальше?"
xx-style.ru: После смерти Михея появилось мнение,
что Bad B. в прежнем виде уже не будет и что тебе пора бы оставить Bad
B. в покое.
ШеFF: Конечно не будет... Ну, значит, смотри,
что такое Bad B.: это - некая формация людей, которая начинала всё это
и которая ведет дальше. Михей был ведущим в голосе. Он обалденно пел и
лучше него вряд ли кто-то поет. Все тексты писались исключительно мной.
Музыка делалась LA и Михеем совместно. И для того, что бы донести ту
идею, которую мы хотим донести до всех: "Куда мы идем? Во что
перерождаемся? Как эволюционируем" - Bad B. необходим, иначе будет
пробел в истории.
Bad B. - это не для продажи. На Bad B. мы никогда не
зарабатывали денег. Это наше окно в мир. Bad B. не имеет цены. Он не
может быть оценен, потому что, то, что мы делаем сольно, и Михей и я,
мы это делаем для того, чтобы заработать просто денег. Потому что мы
крутые сами по себе. Мы отлично понимаем, что в этой фишке мы можем
заработать денег себе. Мало того, в своем мире, который будет понятен
для всех. А Bad B. - двигатель. Bad B. всегда опережает время на десять
лет. Сейчас только пришло время "Налетчиков Bad B." 94 года, сейчас вот
Каста сделала подобие "Налетчиков" свой альбом, это - то время, те
идеи. Но дальше, то, что мы делали - это только будет рождаться. И то,
что мы сейчас пишем и как мы это делаем, это - Bad B. будущего. Это то,
что еще через 10 лет будут слушать. В новом альбоме Bad B. будет Михей.
Bad B. невозможно потрогать. Это нематериальная вещь.
Bad B. - это мои тексты, которые могут быть написаны только в одном
случае, когда рядом есть люди, которые помогают мысли превратить в дело
и подбираются лучшие люди. Если ты заметил, Bad B. - это лучшие люди.
89-90 - лучшие танцоры, которые заняли первые места на восьми
фестивалях по брэйк-дансу. С 90 года по 99 с Михеем (в 95 отпали все
остальные участники и остались я, LA, Михей), потом Михей свалился,
потом пришел Лигалайз. Кто-то ушел, кто-то пришел…
xx-style.ru: По поводу твоего сольного альбома.
Очень сильный интерес к твоему новому альбому, особенно после первого.
Что это будет?
ШеFF: Мой сольный это - мой мир в хип-хопе. Это
мой мир, как я его вижу. Я сам выбираю музыку и ни с кем не советуюсь.
Если нужен дополнительный вокал или дополнительный МС, или саксофон,
флейты или еще что-то, то я подбираю этих людей. Я вижу, кто мне
нравится. Я предлагал многим профессионалам поучаствовать. В моем
сольном очень много профессионалов работает, таких как Мазай, Воронов,
Джимми (брат Д'Анжело), Шуфутинский (мы с ним две песни записали, а не
одну). Круг хотел, царство ему небесное. Не успели мы с ним сделать
песню "Я уважаю". Он когда услышал текст и подачу, то изъявил большое
желание. Потом Маркин Володя - мужик уже в возрасте, он уже этим не
занимается, но когда он услышал, то прикололся по теме: "Очень хочу
внести лепту". Мы с ним познакомились, и я ему сказал: "Давай я на эту
песню возьму свою классику, а ты - свою". Так из "Страсти" и "Я хочу
целовать песок" получился великолепный дуэт. Мурат Насыров - он своим
отличным мелодичным голосом выполняет свои па. Всё это - это мой
сольный. Это - мой мир. Вот, например, сольный Купера - он весь будет
построен на балалайках, флейтах, на древних инструментах разных народов
мира. У него такая фишка. У Эла - ему вообще нравится шансон. Он через
шансон, с помощью своей лирики, хочет делать свой сольный. Каждый из
нас делает свое соло в своем мире.
xx-style.ru: Твой альбом рассчитан на какую публику? На тех, кто имеет свой жизненный опыт, а не просто 13-14 летние сопляки?
ШеFF: Примерно так, если не называть их
"сопляками". Альбом будут слушать и те, кто старше меня и те, кто
совсем малыш. Дело в том, что когда я был "сопляком", я был, не слаб.
xx-style.ru: А многие эти "малыши" пытаются учить тебя жизни...
ШеFF: Они же у меня и берут автографы.
xx-style.ru: Так это же все "за глаза" происходит.
ШеFF: И знаешь почему? Лицемерие. Потому что все
это началось с группы Каста. Все понимали, что Каста просто одна из
групп, которая на моем же фестивале заработала Гран-При. Но никто потом
не понял, почему они на меня начинали гнать. А, я сделал монополию в
хип-хопе. Раскрутил ДеЦла для того, чтобы хип-хоп раскрутить, а не для
того, чтобы ДеЦла раскрутить. В определенный момент, по моему сознанию,
когда мы это раскрутили, дальше должна быть новая ипостасия, новый
виток развития - битва лэйблов. Лэйблы должны делать очень грамотные и
хорошие фишки. А битвы между рэп-группами - это Rap Music. И это должны
быть дружеские рэп-битвы. Это в моем понимании. Я не хотел бы, чтоб
война была на улице, то есть, когда клан с кланом начинали биться друг
с другом, начинали бить друг другу морды. Я этого не хочу. Я и свой
сольник сделал отвлеченным от этого. Bad B. - это тематика не о том,
какие мы крутые и как у нас все здорово, а куда мы идем. Вся тематика -
это самоучитель для любого рэппера. Послушав Bad B., ты можешь выбрать
себе один из тысячи путей. Не послушав - можешь идти в одном
направлении и попасть не в рэп, а непонятно куда.
xx-style.ru: Вы берете роль отцов-основателей?
ШеFF: Нет. Вот представь - мне 30 лет и я говорю
"Это - так", а какой-нибудь пятнадцатилетний "сопляк", как ты говоришь,
который только что вылупился, он не знает жизни, он не знает канонов,
он видел только фильмы и слушал американских рэпперов и может, к
примеру, слушал еще группу Многоточие. И он, сидя в Интернете, может
написать: "А ведь Шефф, он неправду говорит. На самом деле, все, что
было с ним - это неправда". На чем он основывается? На своем жизненном
опыте или на своих задумках? Естественно он мыслит, смотрит: "Я бы
сделал это лучше" - Сделай! Кто сделает лучше меня? - Сделай! Ответ
простой: помнишь "Имя Шефф, горчит как темное пиво"? И что я сделал - я
всем показал: "Смотрите, все вокруг, Вот он я. Это рэп. Кто бьется со
мной? Кто меня здесь уберет? Выйди". И ты знаешь, прошло много времени,
и никто не вышел. Знаешь, о чем это говорит? Нет персонажа, нет
человека, который бы мог это сказать. Кто это может сделать? Только мой
ровесник. Ровесников нет, потому что все ровесники слились в другой
бизнес. Этим бизнесом я один управляю, работаю над этим. И я говорю,
что для того чтобы процветал этот бизнес нужно делать так, что бы люди
зарабатывали в этом бизнесе. Если они не зарабатывают в этом, они
доходят до рубежа 24 года - они сливаются все. Потому что они понимают,
что для того, что бы им снять девушку и посидеть нормально в клубе им
нужно заработать денег. Потому что без денег ты девушку доведешь только
до угла, и она с тобой больше никогда не встретится. После 24 лет
человек выбирает, либо он делает бизнес в хип-хопе, либо он полностью
удаляется отсюда. Вот я спрашиваю "Кто остался?" - Это все жюри
фестиваля Rap Music.
xx-style.ru: Что расскажешь о готовящемся фестивале Rap Music 2002?
ШеFF: Там подбираются хорошие команды, хорошие
регионы, начиная от Краснодара, заканчивая Прибалтикой. Питер очень
сильный. Думаем про Москву - прислали более 300 дисков из Москвы, но
все очень низкого качества. Я может, не знаю тех групп, которые должны
защищать Москву, но то, что прислали - очень низкого качества. Это
начинающие рэп-группы, которые не могут биться серьезно.
xx-style.ru: Так шоу будет?
ШеFF: Да, Шоу будет! Во-первых, по своей
возрастной категории это будут серьезные парни. Вот знаешь, я в рэпе
разделяю три класса: A, B, C. C-класс - это начинающие рэпперы, те,
которые вот-вот хотят пойти, они записали что-то свое. B-класс - это
те, которые продержались и записали хотя бы пару альбомов, и они
продолжают в этом направлении работать. A-класс - это те, рэпперы,
которые прошли из B класса и стали, так скажем, уже легендарными. Они
доказали своим возрастом. Есть еще Зондер-класс. В Зондер-класс
попадают только те, кто под свое творчество умеет находить деньги. Если
ты платежеспособен, но ты не имеешь опыта, то ты попадаешь в
мэйн-стрим, ты не в хип-хопе, ты в мэйн-стриме. Это надо реально
понимать. Любой человек может придти, заплатить деньги, обучиться
речитативу грамотному у Купера или у Sir-J из DOB и т.д., ему запишут
за деньги хорошую композицию, отлично сведут, сделают из него хорошего
героя - и он реально попадает в мэйн-стрим. Мэйн-стрим - это не рэп. А
я говорю о рэп-музыке. Это то, к чему стремиться каждый человек,
который занимается рэпом. На фестивале будет в основном B-класс, но
будут и команды C-класса.
xx-style.ru: Как у тебя дела с твоим магазином? У тебя раньше был опыт с магазином. Как дела обстоят сейчас?
ШеFF: Самый первый хип-хоп магазин был мой -
Тверской пассаж, 1997 год. Только потом, года через два появился Funky
Street. Сейчас же все идет ровно. Завозим новые лэйблы, паленым ничем
не торгуем. Готовим открытие филиалов в трех городах. Сейчас у нас уже
почти 70 регионов, которые покупают журнал "100%". Это очень хороший
показатель. И в середине будущего года мы увеличим тираж журнала. Дела
идут ровненько. Нельзя сказать, что идет бешеный подъем или падения -
все ровно.
xx-style.ru: Стоит ли ждать возвращения в Bad B. персонажей старой гвардии, таких как Лигалайз, Панс...
ШеFF: Ты знаешь, здесь можно ожидать всего чего
угодно. Это как звезды лягут. Может быть, завтра Jay-Z захочет в Bad B.
быть. Мы принимаем достойных, кто готов нести наши идеи. Bad B. - это
рэп для рэпперов.
xx-style.ru: ???
ШеFF: Остальные проекты - это рэп для публики.
Рэп для рэпперов - это как музыка для музыкантов. Это дорого, всеми
почитаемо, но это непонятно широкой публике.
Мое исследование
Чтобы лучше узнать, кто в народе слушает хип-хоп, я
провёл опрос среди учащихся нашей школы. У меня получились следующие
результаты:
Слушают Хип-Хоп: 25% (остальное это рок, поп-музыка, металл и т. д.)
Из них:
Иностранный рэп (американский, английский, французский, индийский и др.): 37,5%
Русский Рэп: 62,5%
По этим результатам нетрудно заметить, что идёт резкий
спад фанатов (почитателей) рэпа. Зато по-прежнему мы замечаем, что
русским рэпом увлечено большинство опрашиваемых. Это радует (лично
меня)! Наши рэпперы не уступают в нашей стране(!) зарубежным
рэп-исполнителям (пока…). Такие группы, как Каста и Bad Balance
продвигают русский рэп на мировую арену, по крайней мере, пытаются (но
не открытие, что пока весь наш шоу-бизнес не выйдет на мировой стандарт, Russian Hip-Hop не будет исключением).
Из иностранных хип-хопперов учащиеся предпочитают
Эминема, Naughty B Nauchtera, Snoop Doog, Dr. Dre и др. Это сильные
люди не только американского рэпа, но и всего мирового шоу-бизнеса (ну
это и понятно: Америка находится на первом месте по производству звёзд
мирового рынка шоу-бизнеса и «навязывает их во все остальные страны
мира, в том числе и Россию).
Заключение.
Представление о дальнейшем развитии хип-хопа в России
остаётся «в тумане». Ещё не известно, как отреагирует страна на выход
новых альбомов от ШЕFFа, Bad Balance, Объединённой Касты и др. Но ясно
одно, что после 12-летней истории Российский хип-хоп уже не умрёт.
Некоторые утверждают, что Bad Balance уже выжили себя и
что будущее за Кастой (прогрессивно развивающаяся отечественная
рэп-группа), некоторые говорят, что у Bad Balance ещё всё впереди. Я
лично придерживаюсь мнения, что, для того чтобы создать нормальный
хип-хоп в России, надо сделать так, чтобы появилось несколько групп,
соответствующие должному качеству читки рэпа и создания музыки. Между
рэп-командами должна идти постоянная конкуренция. Лишь тогда они будут
повышать своё мастерство, а не «застаиваться на одном месте».
Долгое время Bad Balance (в частности ШЕFF) были своего
рода монополистами в рэпе, но относительно недавно появилась группа
Каста. Теперь вероятно будет идти «гонка» между этими командами.
Ожидается появление и других групп. Также начинается этап битвы лэйблов
(как говорит ШЕFF): 100%, S3t aka Неотстой Продакшн, Respect Продакшн,
RAP recordz, D&D Music и др.
Можно заметить, что в России идёт постоянная смена
направлений в музыке: первая волна рэпа была в начале 90-х, затем она
утихла. После рэпа началась повальная волна рока и поп-музыки. В конце
90-х по Российской федерации «прогремел мощный взрыв» хип-хопа:
подростки со всех школ начали увлекаться брейк-дансом, «бомбить» стены,
крутить в плеерах хип-хоп. В то время дали мощный толчок для развития
отечественного рэпа, но постепенно он затих. Буквально последние два
года мы наблюдаем, как нашу страну охватила волна рока. Я надеюсь, что
в ближайшем будущем не будет такой волнообразной смены направлений, и
люди «закрепятся» за каким-то одним движением.
Список используемых источников:
Матвеев Г. История Брейк данса, М., «Хип-хоп инфо №5», 1998.
Меньшиков А. История развития хип-хопа №1, М., «Хип-хоп инфо №6», 1999.
Меньшиков А. История развития хип-хопа №2, М., «Хип-хоп инфо №7», 2000.
Морозов В. Его имя - ШЕFF, М., «НЕОН №10», 2000.
Панкратов Г. Bad B. Альянс - бандиты или романтики?, М., «НЕОН №2», 2001.
www.badbalance.ru
www.hiphop.spb.ru
www.xx-style.ru
www.jumangee.ru
www.rap-style.boom.ru
www.badbalance.boom.ru
|